сегодня
19 апреля, 19:30
пробки
5/10
курсы валют
usd 94.09 | eur 100.5
сегодня
19 апреля, 19:30
пробки
5/10
курсы валют
usd 94.09 | eur 100.5

«Литературный Аргиш»: поэзия Севера

Фотографии Марины Пешковой

В Норильске 17 ноября состоялся фестиваль «Литературный Аргиш», входящий в программу северного этнического фестиваля «Большой Аргиш», проходящего при поддержке компании Норникель. Главным событием «Литературного Аргиша» стал финал конкурса чтецов, в ходе которого школьники исполняли произведения писателей и поэтов Севера. Корреспондент Сиб.фм выяснил, что входило в программу литературного фестиваля, кто победил в конкурсе и какие получил призы.

«Аргиш» означает в языках северных народов олений обоз или связку оленей. В расширенном понимании слово можно перевести как «жизненный путь» — поэтому неслучайно это понятие стало названием большого этнофестиваля. Он состоит из нескольких тематических фестивалей — литературного, фотографического, туристического, фестиваля «Аргиш-гурмэ» и центрального события — концертных выступлений национальных коллективов на главной фестивальной сцене нон-стоп.

Фото «Литературный Аргиш»: поэзия Севера 2

Фото «Литературный Аргиш»: поэзия Севера 3

«Литературный Аргиш» проходил накануне основного фестивального события на площадке Публичной библиотеки. Программа, составленная президентом фонда «Живая классика» Мариной Смирновой, позволяла провести всей семьёй день в библиотеке — мероприятия были ориентированы как на детей, так и на их родителей: встречи с писателями, квесты, участие в записи видеокниги по сказкам и легендам Севера, общение с детским психологом и встреча с настоящим шаманом.

Центральным событием стал финал конкурса чтецов, в котором школьники двух возрастных групп — 5–8 классов и 9–11 классов — соревновались в чтении произведений писателей и поэтов Крайнего Севера. Лучше сказать — в исполнении. Потому что каждое выступление представляло из себя настоящий мини-спектакль: участники специально готовили национальные костюмы, подбирали музыкальное сопровождение и не просто читали, а по-настоящему играли, вводили в выступления театральные элементы.

Что, естественно, неслучайно: накануне с участниками провёл урок по сценическому мастерству преподаватель ГИТИСа и режиссёр Театра на Малой Бронной Тарас Белоусов.

Чаще всего в финале звучали произведения Любови Ненянг, но читались также стихи долганской поэтессы Огдо Аксёновой, а также Сергея Белоусова, Сергея Лузана и других авторов.

Жюри после выступлений всех 14 финалистов долго не могло выбрать двух победителей. «Вы все победили, потому что вы прочитали. Победители — все читатели, — говорили члены жюри. — Вы все большие молодцы! Нам было трудно выбрать двух победителей, потому что все участники талантливы!»

Фото «Литературный Аргиш»: поэзия Севера 4

Фото «Литературный Аргиш»: поэзия Севера 5

5 общеобразовательных учреждений расположены в Кайеркане, все они включены в единую образовательную систему Большого Норильска

Тем не менее нужно было выбрать в двух возрастных категориях победителей, призами стали путевки в международный детский центр «Артек». В итоге имена победителей были названы: ими стали пятиклассник Энхэ Хилтухинов из Кайеркана и девятиклассница Полина Зелина из гимназии № 7 Норильска. Энхэ поразил всех тем, что при исполнении стихотворения про бубен шамана сам стучал в бубен, а Полина покорила жюри и публику исполнением стихотворения Сергея Наумова «Север». Но и призёры конкурса не были разочарованы — им достались электронные книги и книги с автографами авторов.

Объявляя результаты, эвенкийская писательница Галина Ивановна Кэптукэ-Варламова сказала: «Все слово „аргиш“ знают — это и связка оленей, и кочевье. Но это гораздо шире, это движение по жизни. Это путь, и любой человек находится всю жизнь в аргише».

Фото «Литературный Аргиш»: поэзия Севера 6

Фото «Литературный Аргиш»: поэзия Севера 7

Фото «Литературный Аргиш»: поэзия Севера 8
Любовь Ненянг — ненецкая писательница и поэтесса (1931 — 1996), автор книг «Огненный суд», «Что, отчего, почему», «Пою о Тундре», сборника стихов на русском и ненецком языках «Радуга», сборника ненецкого фольклора «Не только бабушкины сказки»

— У нас в Якутии есть региональный компонент в школьной программе, — продолжала она. — Наша страна велика тем, что каждый этнос неповторим. И мы не должны эту неповторимость терять. То, что дети обратились к творчеству писателей Севера — большое приобретение и для них, и для всех нас. Пора объединять российскую литературу, и такая хорошая вещь, как этот фестиваль, придуманная у вас в Норильске, способна распространиться и объединить нашу литературу.

Ведущей финала была Марина Смирнова — после подведения итогов она рассказала, что всего в конкурсе приняло участие около 250 школьников. Конкурс был открытым, участвовать мог любой желающий, первый этап целый месяц проходил в школах Норильска и Дудинки и библиотеках по всему Таймыру, после чего состоялись полуфиналы, в результате которых и были определены 14 финалистов.

— Участники предпочитали читать наизусть, это оказалось выигрышнее. Более того, они ставили целые спектакли. Например, победитель, Энхэ, изображал шамана — и очень здорово, что из Ямало-Ненецкого округа к нам прилетел настоящий шаман. Он послушал выступление мальчика — и сам тут же, пользуясь случаем, выступил.

Фото «Литературный Аргиш»: поэзия Севера 9

Фото «Литературный Аргиш»: поэзия Севера 10

1978 — год, когда поэтесса и основоположник долганской письменной литературы Огдо Аксёнова подготовила первый вариант долганского алфавита

Марина Смирнова призналась, что ей как организатору было бы очень интересно показывать выступления участников, победителей и финалистов, на федеральном уровне: «Конечно, мне хотелось бы привезти этих волшебных детей и показать их выступления в Москве — думаю, все удивятся. Это очень интересная культура и богатейшая литература, о которой москвичи, допустим, даже не подозревают. А такое богатство есть практически в каждом регионе. Мне кажется, что это хорошая инициатива — делиться литературой. Как у нас становятся писателями? Для этого сначала надо издаться в каком-то крупном издательстве, книги должны продаваться в „Буквоеде“ — и тогда тебя ждёт успех.

Для писателя из провинции это почти невозможный путь, хотя имена многих авторов у себя в регионе очевидны...»

Главным ощущением от фестиваля, по её словам, было ощущение органичности: «Мальчик, который читал стихотворение про бубен шамана, был так органичен, было ощущение, что он глубоко понимал и чувствовал то, о чём в стихотворении говорится. А когда они водили хороводы — было очевидно, что это совершенно естественно для них. Ребята понимают и глубоко чувствуют, что они делают. Это же всё исконно родное, присущее этой земле, и дети смогли это исконное открыть и передать».

Фото «Литературный Аргиш»: поэзия Севера 11

Фото «Литературный Аргиш»: поэзия Севера 12

Но «Литературный Аргиш» — это не только конкурс, в программе была масса других мероприятий. Например, в одной из комнат создавалась видеокнига северной литературы. В проекте мог принять участие любой желающий — нужно было прочитать какую-нибудь легенду или сказку северного писателя, А потом из этих фрагментов будет составлена большая видеокнига литературы Севера.

Фото «Литературный Аргиш»: поэзия Севера 13

Фото «Литературный Аргиш»: поэзия Севера 14

Одним из самых интересных событий «Литературного Аргиша» был интерактивный проект «Ландшафты и поэзия Таймыра» нижегородской медиапоэтессы и медиахудожника Анны Толкачёвой. Она за неделю смогла создать красочную видеопанораму северного пейзажа, в который вписались фигурки людей в национальном костюме. При наведении курсора на какую-нибудь деталь панорамы — куст, холм, дерево — звучало название этого предмета на языке эвенков и нганасан. А щёлкнув мышкой на фигурке человека, можно было слышать пение или чтение стихов на этих языках. Анна объяснила, что ей важен в этом проекте не только визуальный, но и языковой ландшафт, а сам проект — возможность близкого знакомства зрителей и с языком, и с культурой северных народов. Тем более что художница собирается в дальнейшем продолжить свой проект с участием и других народов Крайнего Севера.

Фото «Литературный Аргиш»: поэзия Севера 15

Фото «Литературный Аргиш»: поэзия Севера 16

Другим проектом Анны была «Мандельштам-машина» — компьютерная программа, в которой лексика мандельштамовской книги стихов «Камень» благодаря специальному алгоритму по щелчку собиралась каждый раз в новое четверостишие. Результат настоящим стихам Осипа Мандельштама, конечно, уступал, но завораживал, как узоры калейдоскопа:

только высокий ревёт
храм средиземный легко
целый Овидий плывёт
горят мужи далеко

Может, потому и завораживал, что в канун полярной ночи появлялись в этих словесных узорах то средиземноморские, то черноморские волны, то крымский берег, то европейский собор.

Из других событий фестиваля можно отметить и творческое выступление детской писательницы из Москвы Тамары Крюковой — автор многих книг для детей разных возрастов легко управлялась с юной, младшего школьного возраста аудиторией и отбивалась от града вопросов, самыми частыми из которых были о литературном мастерстве: «Когда вы написали свою первую книгу? В каком возрасте? Сколько книг написали за последний год? Как стать писателем?»

Фото «Литературный Аргиш»: поэзия Севера 17

Фото «Литературный Аргиш»: поэзия Севера 18

Фото «Литературный Аргиш»: поэзия Севера 19
Осип Мандельштам — один из крупнейших русских поэтов XX века, умер 27 декабря 1938 года в пересыльном лагере

На втором этаже проходило соревнование местных поэтов из литературных объединений «Водолей» и «Борей». В соседнем зале с читателями встречался прозаик из Красноярска Александр Григоренко, представляя свой новый роман «Мэбэт», написанный на основе таёжного эпоса. Тут же работал поэтический буфет с собственной валютой — «аргишками». Для того чтобы их выиграть, нужно было ответить на вопросы или продолжить стихотворение местных авторов — многим это удавалось.

В фойе первого этажа гостей встречала большая гадательная книга «Гнездовье вьюг» — сборник таймырской поэзии. Можно было погадать традиционным способом — по странице и строке, а можно было вытащить бумажку с цитатой из большой коробки, сделанной в виде этого сборника — обложка, тиснёное золотом название, всё как надо.

Мне досталось очень подходящее:

Но такая — аж мороз по коже —
Пробуждает к жизни жажда жить.

Наблюдая за непрекращающимся потоком посетителей, не ослабевающим уже в довольно позднее время, можно было убедиться, что несмотря на северные морозы, жажда жизни и литературы у жителей Норильска не ослабевает.

Загрузка...