Новосибирский художник-иллюстратор Семён Гудилин (псевдоним Sam Gudilin) однажды решился выйти из зоны комфорта – и не прогадал. Сегодня он живёт в Калининграде, на выходные приезжает в Европу за вдохновением и зарабатывает своим любимым делом. О том, как это у него получилось, об опыте работы с Men’s Health и другими крупными заказчиками, об отношении к иллюстраторам у нас и за рубежом, о важности портфолио и о том, почему демпинг – это плохо, Семён рассказал специально для Сиб.фм.
Мы знакомы уже больше десяти лет. Всё это время ты рисовал, но как-то не раскрывался полностью. А теперь ты фриланс-иллюстратор. Расскажи, пожалуйста, что подтолкнуло к полному переходу на любимое занятие?
Раньше я рисовал большей частью для себя, какая-то часть работ выставлялась, но не так много. Тогда я работал в студии, которую мы организовали с друзьями, но заказов на иллюстрацию было не так много. В итоге погрузился в 3D-визуализацию, съемку и монтаж видео, анимацию, дизайн и т.д., в то, что тогда было востребовано и давало заказы. Потом студия закрылась, я плавно ушёл в маркетинг, который практически «похоронил» мою художественную деятельность на 5 лет.
Вернулся в творчество в декабре 2017, когда ушёл с должности директора по маркетингу и рекламе. Тогда пришло полное осознание, что занимаюсь совершенно не тем, что доставляет мне удовольствие. Провести таким образом всю жизнь, работая ради денег, но ненавидя то, что делаешь, очень не хотелось.
В чём-то я идеалист и поэтому верил, что, делая то, что любишь, ты точно будешь обеспечен.
Я давно мечтал покинуть офисы, так как за годы работы возненавидел их всем, чем только можно возненавидеть (смеётся). Я интроверт и для работы мне необходимо личное пространство, которое никто не нарушает. К тому же я ненавижу различные режимы, в 9:00 надо быть на месте, с 12 до часу обед и т.д. Я постоянно их нарушаю и вечно везде опаздываю. Сейчас работа в офисах стала в разы лайтовее, но даже при самых идеальных условиях я бы не вернулся. Мне нравится работать дома.
Фриланс (при условии, что только он обеспечивает тебя доходом) — это не парк развлечений или комната для отдыха. Первый год я пахал как проклятый и не спал ночами (хотя и сейчас бывает, но уже реже). В голове постоянно крутятся мысли «А что, если после этого заказа больше заказов не будет, и ты не сможешь оплатить квартиру?»,
«Сегодня среда, а деньги кончились, а вторая часть оплаты только в понедельник»,
«А что так дорого, мне за 500 рэ предлагали» (смеётся). В общем куча различной ерунды, которая на тебя давит постоянно, но заставляет двигаться и развиваться.
Вначале брался за всё подряд, сейчас многим отказываю, так как бывают не интересные мне проекты, а иногда нет времени. Опыт, наработанное портфолио, спрос и знакомства дают результат. Вероятно, сейчас я бы всё-таки постарался наработать связи и портфолио, сидя на рабочем месте со стабильной ЗП, а уже потом уходить, это проще, чем так, как сделал я — ушёл в ноль и начал с чистого листа, но такой выход из зоны комфорта заставил меня двигаться в разы быстрее.
На данный момент я зарабатываю только на иллюстрациях, что меня безумно радует. Уже давно нет сожаления о том, что то, что я делаю, я делаю впустую. Благодаря этому жизнь сдвинулась с мертвой точки и в январе мы переехали в Калининград, город, который с каждым днем мне нравится всё больше, а быстрый доступ в Европу и личный рабочий кабинет с библиотекой ещё больше (улыбается).
Сложно было решиться на переезд? Ведь переезжал не к стабильному работодателю? Как решился вопрос с жильём?
Калининград расположен очень близко к Европе, а я люблю путешествовать. К тому же здесь близко к Питеру и Москве, где обычно проходят различные тусовки арт-сообществ и тут они в разы масштабнее, чем в Новосибирске. Как по мне, город более творческий, чем Сиб, и здесь больше красивых исторических мест, Новосибирск всё-таки промышленный. Калининград чем-то похож на Питер, но тут тише и спокойнее, что меня очень радует. Москву для переезда я не рассматривал в принципе, так как её ритм жизни и количество вечно куда-то спешащих людей — это просто «ахтунг».
Переезд давно был в планах, но окончательное решение было нами принято в октябре 2018-го, а все действия начались в конце ноября. Было сложновато, так как мы переезжали не только сами, но ещё забирали с собой и мою маму. Нам было проще, так как мы квартиру снимаем, а вот мамину пришлось продавать и дело затянулось перед НГ. В Калининграде цены на квартиры чуть ниже, но есть свои особенности, поэтому нам пришлось искать квартиру для мамы примерно два месяца, сделка состоялась буквально на днях. Зато сама квартира оказалась в отличном районе, больше по площади, в новеньком доме и с шикарным видом с балкона.
С работой сложностей не было. Я – фрилансер, и это даёт определенные преимущества, но мне пришлось в последний месяц здорово поднапрячься, так как делал десять дел одновременно и были существенные траты в связи с переездом.
У тебя узнаваемый стиль. Как его придумал? Кем или чем вдохновился?
Мне нравятся многие художники, которых я в чём-то копирую и периодически они меняются. Но есть ребята, которые стоят особняком. «Главенствует» над всеми Джейми Хьюлетт (Jamie Hewlett) (я влюблен в его Tank Girl, но большинству он знаком как один из создателей Gorillaz). Далее идут Эшли Вуд (Ashley Wood) и Джим Махфуд (Jim Mahfood) и их абсолютно сумасшедшая стилистика, а также Скотти Янг (Skottie Young) и Умберто Рамос (Humberto Ramos) с их «мультяшностью» (мне не нравятся реалистичные «мейстримные» стили Marvel и DC, я пытаюсь сделать каждый рисунок более карикатурным и не серьёзным). Недавно открыл для себя работы аниматора Роберта Велли (Robert Valley) и они невероятно шикарны. Мне также нравятся работы и более ранних иллюстраторов, например, Ральфа Стедмана, Эрика Сокола и Дага Снейда, а особенно их рисунки девушек для журнала Playboy. Отчасти есть что-то от аниме, хотя я не особый его поклонник, но использую некоторые детали.
Мой стиль – «сборная солянка» из того, что мне нравится. Конечно же есть определенная линия, которой я интуитивно придерживаюсь, и потому работы не выглядят сплошным хаосом. Стиль эволюционирует в течение всей жизни и для меня не стоит вопрос «Как найти свой стиль?». Скорее уж «Как не стать его заложником» (улыбается). Ещё я очень нетерпеливый и импульсивный человек, поэтому мои работы в большинстве случаев напоминают скетчи, а не кропотливо прорисованное полотно. Рисовать что-то одно в течение нескольких дней для меня периодически превращается в каторгу (видимо поэтому я до сих пор не нарисовал ни одного полноценного комикса размером более одной страницы).
В голове крутится миллион идей и мне хочется их все скорее воплотить, поэтому я стараюсь «настраивать» мой стиль так, чтобы рисовать ещё быстрее и главное, чтобы он и для зрителя выглядел будто я делаю это очень быстро, но в то же время качественно и не скатываясь до стилистики пятилетнего ребенка, так популярной среди молодых «веб комиксистов».
Что вдохновляет тебя прямо сейчас? Путешествия, семья, друзья, коллеги?
Да и то, и другое, и третье. Даже то, что после переезда в Калининград мне стали доходить артбуки, заказанные на Ebay, за месяц, а не за полгода как в Новосибирске. Моя семья – это моя мама, моя девушка Мария, кошаки и собака Дейзи. Они меня поддерживали и поддерживают, за это их безмерно люблю.
Обожаю путешествовать и раньше делал это часто, мы даже с другом вели блог в ВК об этом. Правда сейчас в связи с переходом на фриланс и переездом частота посещений заграницы снизилась. Теперь же, живя ближе к Европе, быстро это исправлю.
Новые знакомства с коллегами по цеху очень заряжают. Интервью с интересными мне художниками. Большое и долгожданное развитие комикс индустрии в России, надеюсь, это не просто скоротечный тренд, а намного большее.
Недавно ты побывал в Стокгольме и признался, что рисовать там захотелось только один раз, да и то вышло что попало. В каких же местах тебе рисуется на ура?
Я немного слукавил, конечно, мне хотелось рисовать чаще, но когда я в путешествии, то мало сижу на месте, мне постоянно хочется двигаться и максимум, где я могу присесть – это кафе, но и там ненадолго. А вечером, когда я добираюсь до кровати, то уже совершенно никакущий. Просто я не мог заснуть и решил порисовать, но я уже был в таком вялом состоянии, что вышел полнейший трэшак, хотя я и такие свои рисунки люблю (смеётся).
Ещё один географический вопрос. Ты много путешествуешь, сейчас живёшь в Калининграде. Что можешь сказать о современном мире иллюстраторов в Сибири, России? В сравнении с Европой?
Если честно, я очень мало могу сказать по поводу арт-тусовок, так как обычно я обходил их стороной. Я больше такой «волк-одиночка» что ли. Сейчас буду наверстывать. Конечно, у меня есть знакомые иллюстраторы, аниматоры, сценаристы и т.д., но в массовых сходках, обсуждениях я не участвую. Неожиданно для себя познакомился еще в Сибе с художником-аниматором, который также переехал в Калининград. Долго не могли встретиться, но, когда всё-таки это произошло, обнаружили кучу точек пересечения интересов, что меня порадовало.
По тому, что творится в сети и различиям между Россией и остальным миром, могу сказать, что в остальном мире меньше желчи по отношению к арту, там как-то больше уважения что ли. Просто читая комментарии, это понимаешь. У нас куча «диванных экспертов», которые знают, как надо, и жаждут высказать, как по их мнению делать не надо, а художники — люди ранимые, и им очень легко согнуться под напором негативных масс и скатиться в «одного из тысяч» рисуя то, что хочет видеть зритель. У нас арт-культура пока в стадии младенчества, люди учатся её понимать и воспринимать. Количество стилей в рисовании, принимаемых большинством, очень узкое. Можно даже посмотреть на тот же illustrators.ru, вероятно крупнейший сайт для иллюстраторов в России, понять какие работы там набирают наибольшее количество лайков. В основном это журнальный стиль или тематика детских книг. Соцсети заполонены аниме-стилистикой, артами для геймдева, реализмом и примитивизмом, так как они более понятны молодому сообществу. Конечно, есть качественные и выделяющиеся из общей массы стили, люди, но пока их очень мало и у них есть шанс «очутиться на коне», обойдя массы тех, кто стремится только следовать трендам.
Сейчас ты участвуешь в забавном челлендже #marchofrobots — каждый день рисуешь по роботу. Как тебе новый опыт?
Это новый опыт и практика рисования одного долгосрочного проекта. Рисовать каждый день по одному роботу периодами выбешивает, но дисциплинирует.
Серия работ MaRch of Robots
Ты рисовал для Men’s Health Russia. В каких подобных коммерческих проектах ты ещё участвовал? Насколько сложные такие заказчики?
Да, были и другие проекты. Зимой я иллюстрировал детскую книгу «Про принцессу и Дракончика» от издательского дома Мещерякова. Для меня это абсолютно новый опыт, потому как моя стилистика не совсем детская, но судя по результату очень даже подошла. К тому же я очень хотел заполучить в своё портфолио детскую книжку. Также были проекты с персонажами, в том числе и для ТВ, но пока я не могу это разглашать.
Персонажка для крупных проектов мне не очень нравится, приходится подстраиваться под определенные стандарты. В итоге я даже не могу понять, я ли разрабатывал этого персонажа или просто следовал требованиям артдиректоров. Большая работа проделана и нужно выставить её в портфолио, но передо мной встаёт вопрос — а хочешь ли ты вообще этим заниматься и дальше? Пока что это дилемма.
По поводу того, трудно ли работать с крупными компаниями — нет, не трудно, практически тоже самое, что и с заказчиком в лице одного человека, только цены другие.
Пробовал рисовать комиксы для себя? Персонажей у тебя получается здорово придумывать, а сюжеты?
Да, начинал кучу. Большинство незаконченными так и остались. Как-то раз даже книгу написал на 160 страниц, которую хотел проиллюстрировать, но так и забросил, к сожалению. Идей для сюжетов в голове всегда крутилось множество, но большинство так и остались парой строк в блокноте. Часть погибла в процессе реализации. Минимум всё-таки добирается до аудитории, какие-то даже нравятся.
Есть ли сейчас основная тусовка иллюстраторов в сети? Где можно посмотреть работы лучших молодых авторов и мэтров? Ты взаимодействуешь с коллегами или сам по себе?
В сети куча различных сообществ, но я не часто в них захожу. Не могу сказать, что я нахожусь от арт-сообществ совсем в стороне, так как обычно я в курсе различных тенденций, но вступать там в дискуссии у меня нет времени и желания, да и большинство обсуждений сводится обычно к спорам о том, что лучше — круг или квадрат, это образно, конечно. Иногда почитываю для разнообразия, периодически смотрю какие-то уроки, полезности и т.д., что помогает в работе. Где-то открываю новых людей, с которыми приятно пообщаться один на один.
Есть ли идеи совместного проекта с другими художниками?
Идеи, конечно, есть. Есть даже планы их реализовать. На данный момент мы сотрудничаем со сценаристом в работе над моим первым большим комиксом. Чуть позже, думаю, буду сотрудничать и с художниками. Мне была бы интересна коллаборация с кем-то из интересных мне художников по стилистике. Творчество — это постоянные эксперименты и переход границ, так как очень скучно оставаться на одном уровне. Одним из первых моих заказчиков была музыкальная группа Funk Machine, и с её лидером Антоном у нас нашлось много общего, хотя он не рисует, а я ничего не понимаю в электронной музыке. Поэтому для меня интересны и совместные сотрудничества в разных областях творчества, а не только в рисунке, это расширяет области твоего понимание мира, это то же самое, что путешествия.
Выставлял ли где-нибудь свои работы? На твой взгляд, какая была высшая оценка твоего творчества?
По поводу оценки даже не знаю. Было очень много приятного. Когда, например, мой арт выбрали для будущей книги. Когда крупное издательство из другой страны заинтересовалось моим артом для журнала, напечатанного в России. Когда ребенок автора книги «О принцессе и дракончике» несколько раз листал первые варианты разворотов и не мог оторваться. Когда моя девушка говорит: «Ух ты, так круууто!». В общем, я не могу что-то прямо выделить, потому что каждая похвала приятна, даже маленький комментарий в сети.
Серия работ «Принцесса и дракончик»
Хотя, мне очень понравилось, когда моему фанарту про Supergirl понаставили кучу лайков как за границей, так и в России, это было неожиданно.
А про выставки... Если речь идет об офлайн-галереях, то нет. Пока что мои работы в основном для веба. Но не исключаю, что это вполне возможно. Тот же Джейми Хьюлетт постоянно где-то выставляется, хотя начинал он как обычный комиксист.
Тут опять же всё зависит от границ в твоей голове, насколько ты можешь отойти от привычного всем «себя».