сегодня
25 апреля, 18:58
пробки
6/10
курсы валют
usd 92.50 | eur 98.91
сегодня
25 апреля, 18:58
пробки
6/10
курсы валют
usd 92.50 | eur 98.91

"Мне это в детстве не объяснили"

Фотографии предоставлены "первым театром"

Вечно молодой «Первый театр» стоит на пороге обретения своей площадки в Новосибирске. Сейчас театр-студия попадает в десятки: празднует 10-летний юбилей и 10 июня представляет новый детский спектакль. Ценитель малых театральных площадок Наталья Бортник побывала на генеральном прогоне и узнала, почему актёры рады режиссёру «со стороны» и почему врать детям — провальная затея.

«Первый театр» открылся в Новосибирске ещё в 2008 году и стал первым местом работы для актёров, только что окончивших театральный вуз. Возглавил коллектив Павел Южаков.

Он начинал карьеру как актёр Театра Афанасьева, а потом получил режиссёрское образование в легендарной «Щуке».

Труппа «Первого» регулярно обновляется за счёт талантливых выпускников, сохраняя формат молодого театра.

У театра статус областного. Уже десять лет «Первый театр» ставит спектакли на различных сценах города — свою площадку КТЦ «Евразия» труппа получила не так давно. В зал на второй этаж ведёт неприметная лестница слева от главного входа. Помещение сейчас используют только для репетиций, принять зрителей театр пока не готов. Кресел нет, вместо них на уровне третьего ряда — стол, наблюдательная позиция режиссёра и несколько стульев. Яркие лестницы на сцене напоминают детскую площадку.

Фото

Труппа готовится к премьере «Лёли и Миньки» по рассказам Михаила Зощенко. Ставит спектакль приглашённый из Мариинска режиссёр, руководитель театра «Жёлтое окошко» Пётр Зубарев.

Этот театр из маленького города хорошо известен — много раз становился лауреатом российских фестивалей.

Фото Павел Южаков окончил Новосибирское государственное театральное училище (курс Сергея Афанасьева), Высшее театральное училище им. Б. Щукина

«Мы познакомились с главным режиссёром „Первого“ Павлом Южаковым на одном из фестивалей. У нас, может быть, разные режиссёрские подходы, но главное, что жизненные ориентиры и ценности совпадают. Когда я еду к новому коллективу, всегда надеюсь встретить таких же сумасшедших людей, как я. И „Первый театр“ покорил меня своей атмосферой! Бывают молодые актёры, но уже погасшие. А наши ребята горят! Я уверен, в этом огромная заслуга Южакова», — рассказывает Пётр.

Есть расхожее мнение, что ставить детские спектакли легко. Пётр не согласен. Считает, что в этой работе существует масса неочевидных трудностей.

«Главная сложность в том, что взрослый пришёл в театр сознательно, а ребёнка привели, поэтому его нужно вести по ходу действия, удерживать внимание. Многие сейчас ставят как бы детские спектакли, из которых в итоге получаются взрослые размышления о детях. А я хочу, чтобы „Лёля и Минька“ были максимально понятны именно ребёнку».

Пётр Зубарев — первый режиссёр, приглашённый «со стороны», из другого города. До этого в театре работали над спектаклями только новосибирские постановщики.

Фото

«Насчёт дальнейшего сотрудничества пока ничего сказать не могу, премьера покажет. Но признаюсь, что очень хотел бы! У меня нет чётких предпочтений: это нравится ставить, а это — нет. Я люблю, чтобы в спектакле было всё по максимуму: и комичное, и драматичное.

Самое главное, чтобы произошло событие в сердце».

Пока я разговариваю с Петром, в зале собирается труппа — актёры в костюмах, с полным набором реквизита. Сегодня прогон «Лёли и Миньки», практически готовый спектакль увидит Южаков. Вместе с актёрами в зал входит Егор Овечкин. В 2008 году он попал в первый состав театра и остался на восемь лет. Недавно Егор выступил в роли художника спектаклей «Голый король» и «Наташина мечта». Для «Лёли и Миньки» он рисует афишу.

«Я и сейчас остаюсь близким другом „Первого“. Из-за отсутствия собственной площадки у нас было много технических трудностей. Но я заметил, что, преодолевая их, мы растём. Появляется ощущение единого порыва и абсолютной уверенности в том, что вместе преодолеем всё! В такие моменты мы как будто летим», — делится впечатлениями Егор Овечкин.

Актёры отмечают, что работа с разными режиссёрами — положительный и полезный опыт. Это помогает посмотреть на самих себя новым взглядом.

Фото

«Мы радуемся, когда к нам приезжает новый режиссёр. Это всегда большое событие. Как работать с Южаковым, мы уже поняли, а тут новый подход, своя концепция. Надо признаться, нам с режиссёрами везёт. И Сергей Чехов, который ставил „Blondi“, и Пётр Зубарев — простые и очень талантливые люди», — поделился актёр Сергей Гуревич.

Вместе с тем Сергей рассказал, что участвовать в детских спектаклях для него — удовольствие. При том что играть для маленьких зрителей ещё сложнее, чем для взрослых, — их невозможно обмануть.

«Здесь нужно больше энергии вкладывать!

Взрослый может промолчать, додумать. А если ребёнку сказать, что это дракон, а на сцене картонная декорация, — такое не сработает.

Ребёнку о „Лёле и Миньке“ я бы сказал, что это история о том, как сильно мама и папа тебя любят. И как важно не спешить взрослеть, наслаждаться тем, что ты маленький! К сожалению, мне в детстве этого никто не объяснил».
До начала прогона остаётся ещё немного времени. Мне удаётся на пару минут отвлечь актрису Ксению Шагаевскую. Мы сидим на ступенях, взобравшись практически на самый верхний ряд.

«С Петром мы долго находили контакт, но он нам очень нравится. Я на самой первой репетиции сказала ему: „Извините, что так прямо, но вы очень похожи на Шукшина“. Знаете, это такой настоящий советский человек. А я очень люблю это время», — вспоминает актриса.

Фото

Услышав вопрос про главного режиссёра, Ксения широко улыбается, наклоняется ко мне и говорит шёпотом, но очень уверенно:

«Каким я вижу Павла? Он наш папа, отец... Настоящий батя! Увидишь его глаза — и сразу всё понятно. Если злится, то очень переживаешь, что плохо сыграли. Думаю, он видит меня как комедийную актрису. Я ведь в жизни такая — жизнерадостная, женственная. Но мне бы хотелось сыграть роль на сопротивление».

Ксения мечтает попробовать себя на сцене в образе жёсткой, властной героини. Ещё сильнее актриса мечтает о том, чтобы театр обрёл полноценные сцену, кулисы, костюмерные, гримёрки — настоящий театральный дом.

«Я об этом думаю каждый день! Просыпаюсь и засыпаю с этим. Каждый раз, приходя в театр, представляю, как в этом фойе будут висеть наши портреты! Красивые-красивые! Тяжело постоянно мотаться между площадками».

К сожалению, точных сроков открытия пока не знает даже главный режиссёр.

«Здесь практически всё готово, осталось только смонтировать свет и решить юридические проблемы.

Мне кажется, абсолютно недальновидно, с точки зрения власти — держать театр не на полной мощности.

Особенно когда в него уже вложено такое количество денег. Не открыться до сих пор — маленькое преступление!» — негодует Павел Южаков.

Павел отметил, что постоянное обновление труппы — это естественный процесс, обусловленный особым форматом театра.

«Мы — театр-студия. Это больше похоже на театр-дом, на семейный театр. В отличие от академических коллективов, где огромная многосоставная труппа, здесь у ребят есть возможность быть постоянно занятыми и играть серьёзные роли с самого начала. У нас актёры вырастают в процессе».

Фото

По словам режиссёра, «Первый» всегда уделял большое внимание детскому репертуару. А о том, что на своих спектаклях для детей театр уже воспитывает поколения, Павел говорит с лёгким удивлением.

«Ко мне иногда подходят бородатые мужчины и говорят: „Знаете, я в детстве на ваши „Молодильные яблоки“ ходил“.

Конечно, очень приятно. Это нас мотивирует. Мы чувствуем ответственность перед маленьким зрителем. Если оттолкнуть его в этом возрасте — он будет потерян для театра навсегда. Постановка для детей — это полноценный спектакль, только в более яркой форме. Если ты не закладываешь в него серьёзную мысль — это сразу провал. Поэтому в спектакле о Лёле и Миньке и взрослые, и дети найдут что-то для себя. А что именно — увидите сами».

Премьера спектакля Лёля и Минька« по рассказам Михаила Зощенко пройдёт 10 июня в «Доме актёра».

Загрузка...