Жители древней Сибири ещё в I тысячелетии до нашей эры сформировали собственное представление о мифических драконах независимо от традиций соседнего Китая, узнал корреспондент Сиб.фм 18 апреля из сообщения журнала «Наука в Сибири».
К такому выводу пришёл ведущий научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН доктор исторических наук Андрей Бородовский, изучивший изображения дракона на поясных пряжках Июсского клада, найденного на севере Хакасии в 1970-е годы. Специалист установил, что происхождение образа дракона на территории Сибири периода раннего железного века является полностью оригинальным, несмотря на то, что в настоящее время образ дракона обычно ассоциируется исключительно с Китаем.
«В Китае рассматриваемого периода — ханьской эпохи — ещё не существует устоявшегося образа дракона, который позже станет одним из главных символов китайской идентичности. Вместе с тем в Сибири мы имеем сформировавшуюся композицию изображений этого дракона в характерной змееобразной позе», — отмечает Бородовский.
Изображения драконов обнаружены на металлических поясных пряжках, которые являются характерной чертой кладов Южной Сибири конца I тысячелетия до нашей эры — Косогольского, Знаменского. Однако именно в Июсском кладе таких пряжек наибольшее количество. Дракон, который, по всей видимости, играл роль оберега, на предметах южно-сибирских кладов показан в движении, словно он закручивается по спирали, и это отличается от традиционного вида китайского дракона, который движется на древних изображениях зигзагообразно.
Как отмечает новосибирский учёный, пряжки, найденные в разных сибирских кладах, не идентичны — они отличаются по размеру и деталям изображения. Вероятно, такие предметы производили серийно, отливая с разных форм, созданных однако по единому канону.
«Хотя территория Южной Сибири в конце I тысячелетия до нашей эры подверглась очень сильному китайскому влиянию, бляхи с изображением июсского дракона, скорее всего, имеют местное оригинальное исполнение — то есть это не какая-то копия. Это самостоятельное развитие образа. Фигура дракона — некий знак, позволяющий нам говорить, что Сибирь как культурная территория всегда обладала набором своеобразных, специфических черт», — уверен Андрей Бородовский.
По его словам, оригинальный канон изображения дракона просуществовал в Южной Сибири до II века, затем он исчез и больше никогда не воспроизводился. Позднее создавались лишь кальки с китайской традиции.
Напомним, ранее исследователи новосибирского института археологии и этнографии СО РАН обнаружили европейские корни у древних скифов и установили пути их миграции на восток в эпоху бронзы и возвращения в Европу с Алтая в период античности.